ТУТНЕДАЛЕКО.РУ Достопримечательности, города, маршруты, рассказы путешественников

Дом Берендея. Музей масок


Использованы фотографии: ТутНедалеко 

История берендеев.

Слово «берендеи» (как вариант – берендичи, берендии, бродники) означало кочевых людей разного происхождения, живших в степях на юге России. В конце одиннадцатого века кочевники заключили союз с печенегами. Однако, потерпев поражение от половцев, стали вассалами русских князей. Берендеи получают позволение от киевских князей осесть на территории Киевского княжества взамен на обязанность участвовать в княжеских военных походах. В летописях название «берендеи» исчезает к XIII веку. По некоторым источникам потомки тех берендеев стали основателями украинских казацких родов.
В XII веке происходит переселение части берендеев из киевского княжества во Владимирское. Местом их нового поселения становится район между Москвой и Владимиром. Верные данному слову, берендеи несли службу у владимирских князей Андрея Боголюбского, Юрия Долгорукого и других.
В честь этих ратников были даны названия многим географическим объектам -- поселок Берендеево, Берендеево болото в Ярославской области
Свою первую столицу берендеи назвали Переславль. По некоторым хроникам летописям можно сделать вывод, что это современный украинский город Переяслав-Хмельницкий. После переселения во владимирское княжества берендеи основали для себя новую столицу, но сохранили в ее названии свои корни – Переславль-Залесский был построен и назван в честь Переяслава.

Дом Берендея

Спустя девять веков в 2005 году, в бывшей древней столице племени берендеев, в городе Переславль-Залесский был основан Центр сохранения и развития народных традиций. Центр получил название «Дом Берендея»
Центр обосновался в доме, построенном по архитектурным мотивам древнерусского зодчества. Необычный терем построен из камня и дерева и богато украшен наличниками, резными колоннами и другими декоративными элементами.
Все желающие могут посетить тронный зал царя Берендея и услышать от него рассказ о древних берендеях, живших на переславской земле в 12 веке. Под крышей крыльца терема есть волшебная птица счастья. Если встать под ней и загадать желание, то все хорошее, что было загадано – обязательно сбудется.
В «Доме Берендея» находится небольшое уютное кафе, которое скорее правильно называть трапезной, где гостям предлагаются напитки и блюда, приготовленные по старинным рецептам традиционной русской кухни.
Словарь Даля дает толкование слова «берендейка» -- расписная резная игрушка. Подобные игрушки широко продавались в давние времена на ярмарках. В современном «Доме Берендея» не только производятся уникальные изделия из дерева, но и проводятся мастер-классы по росписи деревянных фигурок.
На территории «Дома Берендея» регулярно проводятся народные программы, связанные с традиционными русскими праздниками – Масленицей, Медовым и Яблочным Спасами. Кроме того, силами сотрудников Центра проводится программа "Берендеевы гулянья", которая в интерактивной форме представляет для посетителей народные праздники. "Берендеевы гулянья" причудливо сочетают в себе обрядовые ритуалы и песни, игры, пляски.
В «Доме Берендея» проводятся и свадебные обряды. Обряд "Повивание в Доме Берендея" для молодоженов или семейных пар, отмечающих очередной юбилей своей совместной жизни, оставляет виновникам праздника и их гостям незабываемые впечатления.
С 2006 года в «Доме Берендея» расположился Музей Масок.

Музей Масок. История основания.


«Музей Масок» был организован на основе обширной коллекции авторских работ мастера Сергея Ивановича Потапова.
С.И. Потапов родился 30 марта 1905 года в Переславле-Залесском Ярославской области в большой семье помещика. Сергей Иванович был самым младшим ребенком в семье. Среди родных Сергея Ивановича стоит обратить внимание на дядю по материнской линии – он был одаренным иконописцем и видимо от него этот талант предался в той или иной степени всем одиннадцати детям Потаповых. У кого-то проявились способности к лепке, у кого-то к изобразительному искусству. Биографы С.И. Потапова рассказывают о сестре Сергея Ивановича – Елене Ивановне Потаповой – жившей в Москве, и в трудные годы гражданской войны зарабатывала на жизнь тем, что лепила сувенирные барельефы из гипса и папье-маше.
В годы коллективизации имущество семьи Потаповых было национализировано, и вернувшийся в 1929 году со службы в армии Сергей Иванович оказался без дома и без имущества. Будущий художник был вынужден уехать в Батуми, где его и застала Великая Отечественная Война. С.И. Потапов был на военной службе с 1941 до 1953года. На протяжении этого времени он постоянно совершенствовал свое мастерство, о чем свидетельствуют огромное количество грамот и поощрительных писем. По заказам командования он выполнял творческие задачи – создавал барельефы Ленина, Сталина.
После службы, в 1953 году, Потапов возвращается в Батуми и создает первую творческую работу по произведениям Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Несколько работ было отослано в Москву на ВДНХ. По результатам выставки художник был награжден дипломом второй степени, серебряной медалью и денежной премией. После этих наград переславские власти написали письмо художнику с предложением вернуться на родину и разместить свои творческие работы в Переславском музее-заповеднике.
Мастер принял предложение, но выставка его работ в музее так и не была организована. После возвращения работы художника долгое время хранились у него дома. Там же их могли посмотреть люди, прослышавшие об уникальных работах. Назвать эти работы масками можно только условно, хотя музей и называнется «Музей Масок». Это скорее настоящие скульптуры, выполненные из папье-маше и подручных материалов – кусочков кожи, шерсти животных и т.д.
Однажды часть работ была потеряна в огне пожара, вспыхнувшего в доме художника. Потапов сильно переживал по этому поводу, но свое занятие не оставил. Несмотря на то, что официальных выставок не было организовано, художник получил известность и поистине народную любовь и признание.
Как и говорилось, назвать Потапова только художником было бы не совсем верно. При изготовлении масок он изображал лица и детали одежды не только с использованием краски, но также из ткани других материалов. Можно назвать Потапова и скульптором: при изготовлении маски сначала лепится из глины скульптурное изображение героя, а потом на подсохшую глину наклеивается газета или бумага, пропитанная клеем, а поверх нее слой марли. Только после этого в ход идут краски. Для изготовления некоторых своих произведений Потапов использовал и естественные материалы: траву, листья, мох и другие.
Потапову не раз поступали предложения о приобретении коллекции масок частными лицами, в том числе и от иностранцев, но Сергей Иванович отвечал отказом: он всегда надеялся, что экспозиции найдется место в музее его родного города и выставка будет открыта для всех его земляков. Наиболее плодотворным для мастера масок оказался творческий период после выхода на пенсию, когда он посвятил этому занятию практически все свое время.
Лишь в конце прошлого века маскам Сергея Потапова нашлось место в расположенном на территории Успенского Горицкого монастыря переславском музее-заповеднике. Выставка сразу стала одной из самых посещаемых в городе а 26 мая 2006 года музей переехал в отдельное помещение
 

Фотографии из музея можно посмотреть в фотогалерее

Александр   6 сентября 2014 10:03:08 PM

Берлога - логовище Бера медведя отсюда берендей племя медведя

Ваше имя
Комментарий
Введите контрольные цифры Visual verification
Не вводите контрольные цифры Visual verification

RSS TUTNEDALEKO.RU TUTNEDALEKO.RU в Живом Журнале
Опубликовать в LiveJournal


Использование материалов сайта возможно без предварительного согласования но с обязательным указанием источника http://tutnedaleko.ru/